Category:

Прикасаемся к авиации.



Когда я прочитал об этом месте где-то здесь на просторах живого журнала, я сразу понял для себя, что мне нужно там побывать. И даже не потому, что это то, что я люблю, а потому что там есть настоящие люди, которые преданы своему делу, которые всё восстанавливают не смотря ни на что. Да сложно, да непросто, но они это любят, и всеми возможными и доступными силами пытаются это поддерживать.

Сегодня речь пойдёт, о музее авиации в Монино, что под Москвой. Планируя поездку в Москву, в которой мы были в мае, я понял одно, что без посещения Монино я не уеду.

Только как туда попасть? В музей с экскурсией? Нет, не того мне надо было. Ведь в репортажах тех, кто об этом писал, были слова не просто об экскурсии. Нужно было что бы это была не просто экскурсия, а рассказ о том, что происходит, что делается и восстанавливается, и даже, возможно, может быть подняться на какой-то борт.

да и когда читал я другие посты, то описывалась в них работа волонтёров. Да, это люди, которые делают своё дело, потому что любят авиацию, но если кто-то хочет помочь, это не значит, что нужно разбираться в тонкостях самолётостроения, или быть инженером высшего класса. ЧТо-то подмести, намыть, почистить, привести, это всё тоже нужно.

Вот и получается, что хорошее дело опять в руках волонтёров. Музей помогает как может, ну а государству, как сказала Виктория, в итоге, этого не нужно. Здесь, как и в любом другом хорошем деле. Поддерживаем себя сами. А жаль, что у кого есть желания, не всегда есть возможности, а вот у кого есть возможности, желания не совпадают. И от этого печально.

И так решался вопрос о том, как бы попасть туда? Доехать  — была не проблема. В Монино ходит транспорт. Например электричка с ярославского вокзала в Москве. Дорога занимает около полутора часов. И вот я написал в группу волонтёров о том, что планирую прибыть в Москву, и хотелось бы посетить то, к чему тянет, прикоснуться к Истории.

И вот через некоторое время мне написала Виктория в личные сообщения о том, что она готова рассказать то, что сможет и уделить мне часть времени, которого и так не хватает, потому что люди работают, плюс на тот момент была подготовка к дню открытых дверей. А день открытых дверей был девятого мая, но к сожалению на такой срок остаться в Москве было на тот момент нереально, и поэтому было решено, что я приеду раньше, ну а дальше по обстановке.

Вообще что бы понимать о чём речь, давайте немного почитаем про этот музей.

    28 ноября 1958 года появился приказ №209 Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами "О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС; при Краснознаменной Военно-Воздушной академии", с которого и началась история музея. Он гласил:

    "Военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты, ремонтные предприятия, полигоны строевых частей и соединений ВВС и многие советские учреждения имеют значительное количество авиационной техники, документов, реликвий и различных экспонатов по истории развития авиации, которые со временем приходят в негодность или утрачиваются. В настоящее время назрела острая необходимость собрать в одном месте все сохранившиеся образцы самолетов, двигателей, вооружения, специального оборудования, средств обеспечения полетов, а также документы и реликвийные материалы по истории развития и боевого применения авиации.

    Приказываю:

Создать при Краснознаменной Военно-Воздишной академии музей-выставку авиационной техники Военно-Воздушных Сил. В экспозиции музея-выставки показать развитие и боевое применение отечественной авиации".

    На основании этого приказа составили и утвердили разработанный в Военно-Воздушной академии и поначалу весьма скромный штат музея: начальника, его заместителя, одного экскурсовода, 3 научных сотрудников и столько же смотрителей залов.

    Начались энергичный ремонт помещений и одновременно прием экспонатов и создание экспозиций. Авиационную технику приходилось ремонтировать, так как она прибывала, как правило, неисправной. Ее ремонт провели силами специалистов музея, а в создании экспозиций помогали мастерские Военно-Воздушной академии.

    Первым начальником музея стал майор Константин Петрович Данилин из академии, а его заместителем генерал-майор в отставке М.В.Шишкин.

    Большие трудности при организации Музея Военно-Воздушных Сил были связаны с поисками старых летательных аппаратов. По этому поводу Главнокомандующий ВВС специальным приказом обязал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый при академии музей устаревшие образцы авиационной техники и, в первую очередь, самолеты.

    В соответствии с ним мы обратились к начальнику тыла ВВС с такой просьбой. Однако, тот ответил, что "передать музею устаревшие виды самолетов мы не имеем возможности, так как было постановление ЦК КПСС о том, что вся устаревшая авиационная техника должна быть разобрана и переплавлена как металлолом. Если бы этот музей создавался несколько лет тому назад, то мы смогли передать музею все образцы устаревших самолетов и другой авиационной техники".

    К сожалению, с подобным отношением к собственной истории работникам музея приходилось сталкиваться неоднократно, вплоть до последнего времени. так же и волонтёром приходится испытывать подобного рода трудности.

    К августу 1959 года была закончена подготовка помещения да размещения собранных экспонатов, их подготовили к экспонированию, приобрели и разместили много подлинных исторических материалов и документов.

    Все работы по ремонту, получению авиационной техники, вооружения и спецоборудования выполнялись сотрудником музея.

    Большое внимание его созданию уделял начальник академии маршал авиации С.А.Красовский. Помог и приказ Главнокомандующего о передаче музею устаревшей авиационной техники и оборудования.

    В 1958 году музей располагал бомбардировщиком Ту-4, истребителями Ла-15 и Ла-11, учебно-тренировочными самолетами По-2, Як-18, одним планером, 20 авиапулеметами и пушками.

    Первые руководители музея К.П.Данилин и М.В.Шишкин начали поиски экспонатов. Для этого установили связи с ЦАГИ, Летно-испытательным институтом имени М.М.Громова, Центральным домом авиации и космонавтики (ЦДА и К) им. М.В.Фрунзе и в 1959-1960 году из последнего получили самолеты Ла-7, "Вуазен", "Сопвич", Миг-15, а также несколько двигателей. Тогда же нам передали штурмовик Ил-10, авиалайнер Ил-12, бомбардировщик Ту-12, истребитель МиГ-9, многоцелевый самолет АНТ-2, гондолу стратостата "СССР-1".

    И вот, 23 февраля 1960 года музей ВВС был открыт для посетителей. В нем имелось 586 единиц хранения, из них 14 самолетов.

    За время существования музея его посетило более 3-х млн. экскурсантов. С каждым днем это число возрастает.

И вот второго мая, благодаря Виктории, которая согласилась уделить время, я смог побывать там, где действительно было интересно.

Первая фотография как раз-таки из Кабины Ил-18

Это оттуда. погода в тот день была не очень хорошая, и даже под конец знакомства с музеем заморосил дождик, но это было совсем под конец, а потому ничто не помешало интересному рассказу и тщательной прогулки в отведённое время.

Во всю шли работы, мы смогли посетить ангар, в котором работает Виктория, подняться на борт самолёта Ил-18, я посидел в кабине и в салоне этой машины. Не смотря на то, что её восстанавливают, и там до сих пор ведуться работы, ребята разрешили побывать внутри, за что я очень благодарен.

Когда-либо подняться на этой машине в воздух, вряд ли получится, но хотя бы посидеть хоть немного и представить как летали в то время, можно. Конечно это не тот комфорт, к которому мы привыкли сейчас, летая на самолётах вроде airbus и boeing, но тогда летали именно так.


Зато, побывав в Кабине этого самолёта, я понял, как летали штурманы, и каким небольшим был их столик, и непросто было летать с бумажными картами, но летали, перевозили пассажиров во все времена.

Давайте немного познакомимся с историей создания этой машины.

В 1950-х годах не только в советской, но и мировой гражданской авиации наступил период, когда возникла реальная угроза того, что эра поршневых самолётов подойдёт к концу. Так, имевшиеся в СССР пассажирские самолёты с поршневыми двигателями (например, Ли-2) уже не удовлетворяли всё возрастающий спрос на авиаперевозки. В первую очередь это касалось объёма рейсов, который был ничтожно мал, особенно на фоне недавно окончившейся Второй мировой войны, благодаря которой количество военных самолётов в несколько раз превышало количество пассажирских. Именно в этой связи уже в начале 50-х в наиболее экономически сильных странах началось создание пассажирских самолётов нового, послевоенного поколения.

В СССР созданием нового лайнера параллельно занимались ОКБ Туполева и Ильюшина. При этом мнение о будущем самолёте у них несколько отличалось: так, в опытно-конструкторском бюро Туполева приступили к созданию реактивного пассажирского лайнера (первого в стране) на основе бомбардировщика Ту-16, в то время как в бюро Ильюшина было принято решение о создании турбовинтового самолёта. Советское же руководство благосклонно отнеслось к обеим разработкам.

Весной 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании турбовинтового самолёта Ил-18 – именно такое название получил проект ОКБ Ильюшина. Разработка самолёта и постройка первого его опытного образца шли весьма быстро, так что уже летом следующего, 1957 года самолёт был представлен партийной элите и членам правительства Советского Союза. Машины была достаточно тепло принята Н. С. Хрущёвым и получила имя собственное: «Москва».

Уже в июле того же года Ил-18 совершил и первый полёт. Также в это время продолжались испытания самолёта с целью определить лучшие двигатели для него. В их процессе окончательный выбор пал на турбовинтовые АИ-20, которые были наиболее надёжными, мощными и экономичными для самолёта. После этого началось серийное производство самолёта.

Уже в 1959 году, пройдя все необходимые наземные и лётные испытания, Ил-18 начал активно эксплуатироваться на внутренних авиалиниях средней и дальней протяжённости в Советском Союзе. Самолёт был неприхотлив в использовании, достаточно надёжен и в то же время не требовал длинных взлётно-посадочных полос, что позволяло ему оставаться основным среднемагистральных пассажирским лайнером в СССР вплоть до 1970-х годов. Также Ил-18 активно поставлялся для стран социалистического лагеря, а также для стран дружественного к СССР курса. При этом лайнер также был положительно встречен тамошними пассажирами и специалистами.

В то же время продолжались активные работы по усовершенствованию Ил-18 и созданию его новых модификаций с улучшенными характеристиками. Так, в 1958 году был разработан Ил-18А, и запущенный в серийное производство. Двумя годами позже был разработан Ил-18В с усовершенствованной системой бортовой электроники. Также создавались грузовые модификации самолёта и даже военные варианты.

К середине 1970-х годов объёмы серийного производства Ил-18 начали серьёзно снижаться. Будучи основным среднемагистральным лайнером на внутренних авиалиниях, Ил-18 начал массово заменяться на более современные и мощные Ил-62 и Ту-154. В основном это было связано с тем, что советская промышленность взяла курс в основном на производство реактивных самолётов вместо турбовинтовых. Также сказывалось и моральное устаревание самолёта, а весь потенциал его модификаций был исчерпан.

Тем не менее, ряд самолётов Ил-18 всё-таки смог «пережить» их массовое списание, имевшее место в конце 70-х – начале 80-х годов. По состоянию на 2010 год в эксплуатации находилось десять Ил-18 в таких странах, как Россия, Украина, КНДР, Шри-Ланка и Сомали.

Если хотите, можете так же посмотреть и видео об этом самолёте.

Виктория рассказывала о многих летательных аппаратах, фотографии которых я покажу ниже. Эти пару часов прогулки пролетели незаметно, но даже за это время я был благодарен, и никакая плохая погода не смогла испортить впечатлений.

Кстати, что касается добраться, от железнодорожного вокзала в Монино путь занял минут 30 — 40.

приведёт ли навигатор? Если едете на машине, думаю да, а вот если идёте пешком... Мой на айфоне вряд ли справился бы. Я вообще понял, что нет у меня нужных нормальных карт, а те, что есть в стандартном приложении, могут проложить, лишь автомобильные маршруты.

Музей находится по адресу город Монино, улица музейная дом один.

Ну а чем же занимаются волонтёры музея?

Информацию почитаем из группы в контакте.

Мы – люди разного возраста и профессий, но объединяет нас общая идея. Мы занимаемся ремонтом и реставрацией экспонатов Центрального музея ВВС, помогаем поддерживать экспозицию в надлежащем состоянии, проводим экскурсии в дни открытых дверей.

Начало волонтёрской работе положил субботник 18 июня 2005 г., когда группа добровольцев вымыла несколько бортов. Сейчас кроме помывки ЛА в летнее время и очистки их от снега зимой мы занимаемся восстановлением интерьеров и оборудования салонов и кабин, что включает в себя: ремонт и замену отдельных частей летательных аппаратов, восстановление работоспособности узлов, систем и даже отдельных экспонатов, изготовление заменителей отсутствующих деталей, ремонт и доработку тяжёлой автотехники, генераторов и т.д.

За 13 лет существования организации выполнен огромный объём ремонтно-восстановительных и реставрационных работ на экспонатах Ми-12 (В-12), Ми-2 и В-2В, Ми-6ПЖ2, Ми-8, Ми-24А, Ми-24В, МиГ-3, МиГ-105.11, МиГ-31, Ан-10А, Ан-12, Ан-24, Бе-32, Ли-2, Л-29, Як-17, Як-40, Ту-95МС, Ту-104АК, Ту-114, Ту-144, Ил-10М, Ил-18В, Ил-62, Ил-76М, М-15; до работоспособного состояния доведён двигатель ВК-1. Работа над ними продолжается и сейчас.

Дни открытых дверей в ЦМ ВВС, когда посетители могут попасть на борта и увидеть проделанную нами работу, проводятся три раза в год: 9 мая, 12 июня и на День авиации в августе.

Что бы попадать в большие самолёты, сущестуют так же трапы, которые раньше использовались в аэропортах. Например, на борт ил-18, мы поднимались по трапу, который был передам аэропортом Домодедово.

Пока мы гуляли, можно было наблюдать как моют самолёт ту-144.


Очень приятно, когда вот так вот можно с помощью хороших людей, попасть туда, куда не приедешь каждый день.

Вообще надо сказать, что в музее находятся экспонаты с 1909-го года до наших дней.

Вот некоторые фотографии с той поездки.





Конечно не передать тех чувств, которые испытываешь находясь там, в непосредственной близости от всего этого. Эти чувства не передашь ни словами, ни фотографиями. Это нужно самому побывать там.

Спасибо всем, кто помог осуществить ещё одну мечту. группа волонтёров музея в контакте:
https://vk.com/aviarestorermonino

А вот их блог в живом журнале. куда копируются отчёты о проделанной работе:
https://aviarestorer.livejournal.com/

Я хочу пожелать всем успехов, процветания, и ещё раз сказать огромное спасибо за эту экскурсию.

За отбор фотографий для этого поста спасибо девушке Анастасии из проекта Опиши мне: https://xn----jtbhavgci6f.xn--p1ai/

Те, кто любит авиацию, и будет располагать свободным временем, загляните обязательно в Монино, и я уверен, вы не сможете остаться равнодушным, получите незабываемое удовольствие, и, возможно, сможете помочь замечательному делу.


Всем желаю всего хорошего, и до скорой встречи.

Ваш русский француз!

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.