Иван (ivan_kolobov) wrote,
Иван
ivan_kolobov

Должен ли учитель быть таким же как дети?

Вопрос этот непростой, и я долго искал ответ на него, долго пытался понять, как же всё-таки лучше, и пришёл, наконец-то, к выводу. Это всё исключительно моё мнение, и оно просто, как мне кажется, имеет право быть без намёка на что-либо.


Сначала давайте разберёмся или вспомним, кто такой тифлопедагог, и для чего он нужен!
Тифлопедагог – это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения. Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:
•проведение обследования учащихся;
•корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
•активное участие в жизни школы;
•помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.
Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени. Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий. Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза – это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями. Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми. Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.
Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.
Но опустим красивые слова, термины, обязанности. Всё это конечно так, но у меня всегда стоял главным вопрос: а может ли тифлопедагог сам быть незрячим?
Вообще работа незрячего преподавателя в школе, не так проста. Ведь он должен выполнять те же задачи, что и учитель зрячий. Другой вопрос только в том, что обычно, таким учителям полагается ассистент или секретарь. В его обязанности входит заполнять классные журналы, помогать в написании документов, если нужно что-либо писать от руки, плюс следить за детьми, которые так или иначе могут не совсем правильно везти себя на уроке. Всем же понятно, что дети есть дети, и они могут и баловаться, и перешоптываться, или ещё чего-то делать, и иногда делают это, к сожалению, пользуясь положением, и зная, что учитель не видит. .
Но одно дело преподавать такие предметы как русский язык, иностранные языки, историю там, математику, например, и совсем другое быть тифлопедагогом. Как было написано выше, тифлопедагог обязан научить не только читать и писать шрифтом Брайля, но ещё и обучить ориентировке на местности. И вот здесь встаёт вопрос: а как проверить то, что делает ребёнок? При обучении чтению, письму, вроде бы мы понимаем, что учитель может проверить в итоге в любом случаи какую-то работу, или то, как ребёнок читает, владея так же этим же шрифтом. Если же преподавать иностранные языки, или какой другой предмет, в принципе общем и целом, можно построить урок так, что бы ребёнок или класс много чего прогаваривал. (Кстати иностранные языки в этом плане имеют большое приемущество) и тогда учитель может слышать ошибки обучающегося и исправлять их. Здесь же, в специальной, коррекционной работе с такими детьми данный вариант не пройдёт.
При ориентировке на местности, учитель должен не только показать как нужно делать те или иные вещи, но и понимать и видеть полную картину того, что делает его подопечный. Этот специалист очень важен, но он, повторюсь, на мой взгляд, должен быть зрячим.
Конечно есть и плюсы и минусы моего такого вот ответа! К минусам можно отнести картину, которую, возможно, не в силах будет передать учитель с другой точки зрения. То есть он не до конца может понять ребёнка, которого обучает. В этом смысле, пример учителя, который будучи слабовидящим или полностью незрячим играет очень важную роль, потому как ребёнок может видеть этого человека рядом и понимать, что человек сам прошёл этот путь, и понимает все проблемы и трудности.
Но что же делать с полной картиной и обратной связью от ребёнка к учителю?
Вот здесь и кроется сложность. В таком случаи опять же нужен ассистент, который будет так же рядом с учителем на уроках, и который будет давать полную картину того, что и как делает обучающийся.
Но как по мне, то было бы гараздо лучше, если бы время от времени незрячие приезжали бы по возможности в качестве консультантов и примеров в различные учреждения, сады, школы, и да, где-то показывали бы практически, рассказывали бы на своих примерах о разных аспектах своей жизни, а преподаватели бы уже имея знания, применяли бы это всё на практике с детьми, учили бы их и отрабатывали. Плюс к этому, такое взаимодействие показывало бы и общение между зрячим и незрячим человеком, давало бы детям представление о взаимодействии. Это мне повезло, что я рос в общем-то в зрячий среде, и сейчас круг общения мой состоит в большинстве своём из зрячих, но не всем так везёт.
Конечно возникают трудности при взаимодействии. Трудности у одного и у другого. Порой люди действительно не знают как правильно с нами общаться. Мне повезло, и таких людей мне попалось очень немного. В основной своей массе мы всегда находили и находим общий язык, чему я очень рад.
Но где гарантия, что всем так повезёт?

Кстати отвечая на свой же вопрос я могу допустить , что при возможности, можно разработать ещё один вариант взаимодействия, когда зрячий и незрячий тифлопедагог работают в паре, или просто хотя бы в одной организации. Тогда можно разделить этапы обучения ребёнка, когда что-то по возможности преподаёт незрячий, и потом ребёнок переходит к зрячему специалисту. Тогда будет сразу и взаимодействие и, что называется, полная картина мира. Но это очень идеальная ситуация. Для этого нужно иметь в нашей стране очень много таких специалистов.
Конечно всё это не говорит о том, что если учитель незрячий, то он плохой учитель, совсем нет, и возможно даже есть люди, которые понимают и знают как правильно контролировать и получать от ребёнка полную обратную связь. Я лишь просто высказал свою точку зрения и дал ответ на этот вопрос, который искал ещё будучи учеником.

Всем всего самого доброго.
Ваш русский француз!


Tags: Мир незрячих, Мои размышления, из моей жизни, посты без фотографий
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А между делом...

    Читать-то некогда, а уж писать тем более. Прибавилось на какое-то время немного работы, так как у нас болеет учитель английского языка, поэтому что…

  • Вот это я вляпался! Выхода нет.

    Я не думал, что меня будет туда так затягивать. Если бы мне кто-то раньше сказал, что я начну понимать, что без этого нереально жить, я бы не…

  • А мы выкинули ваш заказ!

    Вот так вот придёшь, заплатишь за него, и, как выяснилось, именно там, нельзя никуда отлучаться, пока не заберёшь. Иначе придётся ждать нового.…

promo ivan_kolobov april 16, 11:05 63
Buy for 20 tokens
В моей жизни было много разного, но вот интервью для сообщества в ЖЖ я писал впервые. Я очень благодарен Татьяне: tanya_karenina за это интервью, а так же сообществу goodpeople за тёплый приём. Так же хочется сказать спасибо Лене: playmother Которая подсказала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments