Поездка началась ещё в пятницу, и вот только-только, на вечер следующего дня мы вернулись в Ереван.
В четверг вечером мы договорились, что Лучше в Татев приехать пораньше, а потому Армен приедет за нами в 07,30 утра. Нужно было предупредить в гостинице, что бы нам к семи утра приготовили завтрак, но тут он только с восьми. Так как утром мы не успевали, то нам предложили альтернативу, что принесут всё к завтраку в 11 вечера, всё будет готово, закрыто чем-нибудь, что бы осталось всё мягким, и утром в номере мы поедим. Так и сделали. Встав рано и позавтракав, к половине восьмого мы вышли на улицу, где нас уже ждал Армен.
Первым делом мы отправились в магазин, что бы купить всё для шашлыков. Большие супермаркеты вроде Ереван Сити, работают круглосуточно, туда мы и отправились. Закупившись всем необходимым, мы тронулись в путь. В гостинице знали тоже, что мы приедем только вечером следующего дня.
После посещения магазина нужно было заправиться. К слову сказать, практически все машины в Армении ездят на газе, но не на том жидком, что у нас, а сразу на природном из магистрали. Как это делают, я до сих пор не понял. Бензин в машинах конечно есть, но газ преобладает. У Армена, например, бензобак стоит просто про запас. Бензин в нём он всегда поддерживает, что бы был. При заправке газом нужно что бы все из машины вышли и заправляют её работники АЗС.
занимает это минут 20, потому что после заправки необходимо, что бы машина проветрилась.
Заправившись всем, мы поехали дальше. ПО дороге Армен, как и обещал ещё до поездки, всё рассказывал и показывал. Первой остановкой у нас был монастырь Хор Вирап.
Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращён им в христианство, согласно традиционной дате, около 301 года. Вся Армения была обращена в христианство в 301 году, став таким образом первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.Монастырь служил духовным центром Армянской Апостольской церкви, где находилась резиденция Католикоса всех армян.
Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной около 180 года до н. э. царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов. Первоначально в 642 году Нерсесом III Строителем была построена часовня над подземельем, где был заточен Григорий Просветитель. Она неоднократно перестраивалась. Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров.
На территории монастыря, в его центральной части также находится большая церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), построенная в середине XVII века. В то же время были построены кельи монахов и сам монастырь. Теперь это одно из самых известных мест паломничества армян со всего мира. В церкви проводится регулярное богослужение. Часовня была построена в V веке вокруг подземелья Григория Просветителя из белого известняка. Затем был построен монастырь вокруг развалин часовни. На верху церкви — двенадцатиугольный барабан, на котором покоится купол. Алтарная апсида богато украшена. Хотя во многих армянских церквах алтарь находится на востоке, а сами церкви имеют ориентацию с востока на запад, часовня ориентирована с северо-запада на юго-восток.Подземелье, где томился Григорий Просветитель, находится на юго-западе от главной церкви, под часовней святого Григория. Часовня представляет собой маленькую базилику с полукруглой апсидой. Из двух подземелий, подземелье, где содержался Григорий Просветитель, — дальнее. Глубина — 6 метров, ширина — 4,4 метра. Маленькая комната и винтовая лестница ведут в подземелье. Как раз-таки со смотровой площадки монастыря Можно увидеть знаменитую гору - Символ Армении Гору Арарат. Хотя сейчас эта гора и находится на турецких землях, армяне всё-равно считают её символом своей страны.
Обойдя всё, мы отправились дальше. Кстати дорога от Еревана до Татева, составляет 250 КМ. можно конечно съездить за один день туда и обратно, но не думаю, что кроме усталости вы получите что-то ещё. Приезд в Ереван в таком случаи будет в два - 3 часа ночи. Не думаю, что оно того стоит. Оно стоит другого. Многие знакомые говорили мне, что очень хорошо, что у нас есть возможность остаться в Татеве на ночь.
А меж тем наша дорога проходила мимо торговли арбузами, персиками, мёдом, дынями. В общем чем только не торгуют, и стоит это всё сущие копейки, если переводить на наши деньги. В России таких цен уже давно нет и не будет. Арбуз 5 рублей за килограмм, и не какой-то там, а настоящий арбуз, которого мы вряд ли уже увидим дома. Так купив арбуз, персики, мы доехали до следующей нашей остановки.
Ей была монастырь Нораванк.
Нораванк (арм. Նորավանք, в переводе с армянского «новый монастырь») – монастырский комплекс, построенный в XIII—XIV веках в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа близ города Ехегнадзор. Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу — название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII—XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями — прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор. В 1996 году Нораванк рассматривался на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII—начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII—XVIII веках.
Наиболее величественная церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), также известная под названием Буртелашен – «построенная Буртелом» (в честь финансировавшего строительные работы князя Буртела Орбеляна), расположена под углом к церкви Св. Карапета и её притвору (гавиту), на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика. Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. Если я правильно помню, то говорят, что этот Моник хотел взять в жёны дочку князя, и тогда тот ему сказал, что мол построй церковь. И вот когда архитектор с Князем поднимались туда, князь столкнул Моника с лестницы.
Буртелашен – это высокохудожественный памятник погребальных сооружений башенного типа, которые строились в первые годы после принятия христианства в Армении. Это церковь поминовения усопших. Прямоугольный первый этаж служил семейной усыпальницей, а крестообразный второй – поминальным храмом, который был увенчан ротондой из нескольких колонн.
Храм Буртелашен – архитектурная доминанта Нораванка. Оригинальная трехъярусная композиция здания выстроена по принципу увеличивающейся высоты ярусов и сочетает утяжеленное основание с разделенной серединой и полуоткрытым верхним ярусом. Соответственно, декоративное убранство церкви выполнено сдержаннее в нижней части здания и наряднее наверху. В качестве внутреннего убранства здесь использованы колонны, небольшие арки, карнизные перевязи в форме крестов различных очертаний, медальоны, наличники окон и дверей. Западный вход украшен с особым великолепием. Важную роль здесь играют консольные лестницы с профилированными стыками, ведущие на второй этаж. Двери обрамлены широкими прямоугольными наличниками с уступами в верхней части, колоннами, перевязями и самым изысканным, геометрически правильным и разнообразным орнаментом. Между внешним наличником и арочным обрамлением отверстий можно увидеть изображения голубей и сирен с женскими венценосными головами. Подобные геральдические барельефы широко использовались в армянской живописи XIV века, а еще раньше — в архитектуре, миниатюрах и прикладном искусстве для декорирования различных сосудов и чаш. Дверные тимпаны украшены горельефами: на нижнем этаже на них изображена Пресвятая Дева с Младенцем Христом и Архангелами Гавриилом и Михаилом, а на верхнем этаже – фигуры Апостолов Петра и Павла. В отличие от барельефов в молельне Нораванка, эти горельефы выгравированы на гладкой поверхности, что делает их еще более независимыми. Фигуры отличаются пластичностью форм, мягкой лепкой и акцентированием некоторых деталей одежды. На трех колоннах в западной части ротонды изображены основатели Буртелашена. На барельефе видны фигуры Пресвятой Девы с Младенцем, а также силуэты двух стоящих людей в богатой одежде, один из которых держит в руках макет храма.
В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырехскатная крыша, но в 1997 году были отреставрированы барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты. На пе рвом этаже были устроены искусно выполненные усыпальницы Буртела и его семьи. Узкие ступени с профилированными стыками, выступающие на западном фасаде, ведут на второй ярус – к входу в молельню. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами, а над верхним входом – изображения Христа и фигур Апостолов Петра и Павла.
Дальше о церквях монастыря можете прочесть тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BA
Конечно можно было везде зайти, что и было сделано.
Дальше дорога наша поднималась всё выше и выше, и наконец мы достигли Татева. Но это не значит, что мы достигли нашего пункта назначения. Что бы попасть к татевскому монастырю, необходимо было подняться в гору. Решено было, что мы на некоторое время с Арменом расстанемся, потому что мы поднимались по канатной дороге, под названием Крылья татева, которая занесена в книгу рекордов гиннеса, а армен в любом случаи должен был подниматься в гору по грунтовой дороге на машине. Не бросим же мы её там. Подъём на машине занимает 40 минут, проезд по канатной дороге всего лишь 12, но летом, в сезон туристов, на эту дорогу большая очередь. Купив билет выяснилось, что мы попадаем на неё только через час. Кабинки же ходят раз в 15 минут. Забрав фотоаппарат из машины, мы с мамой отправились гулять около канатной дороги, А Армен тем временем поехал до нашего места назначения, условившись, что будет ждать нас опять же у канатки.
Инженерное сооружение «Крылья Татева» простирается на 5,7 км над глубоким и живописным ущельем реки Воротан, соединяя две деревни: Алидзор (неподалеку от ереванской трассы) и Татев, расположенной у монастыря. Наибольшая высота над ущельем составляет 320 м. Вмещающая 25 пассажиров кабина движется с максимальной скоростью 37 км/ч, проходя путь от точки отправления до точки назначения за 11 минут 25 секунд. Кабина поддерживается шестью тросами (по три на каждую — два несущих, один для привода). Тросы в состоянии удерживать грузы, в 10-15 раз превышающие номинальную нагрузку.[2] Основной привод дороги — два электродвигателя — один основной, один резервный. Также конструкция снабжена дизельным двигателем, который подключается в случае прекращения подачи электроэнергии. Работоспособность канатной дороги обеспечивается даже при ветре силой до 70 м/сек. Дорога обеспечит доступ к монастырю также и в зимний сезон, способствуя тем самым продлению туристического сезона в Армении. Сооружение канатной дороги обошлось в $18 млн, её строительство финансировали в основном частные фонды. Для местных жителей проезд по канатной дороге будет бесплатным, туристам он обойдется в 5000 драм. Договор о строительстве канатной дороги в Сюникском марзе был подписан по инициативе Фонда национальной конкурентоспособности Армении в июле 2009 года в Ереване. Строительство канатной дороги является составной частью трёхлетней программы «Возрождение Татева», общая стоимость которой составляет $45 млн. Согласно программе, помимо строительства канатной дороги осуществляется реставрация монастырского комплекса Татев, в селе Алидзор должен быть построен гостиничный комплекс, выдержанный в традициях древней архитектуры. Программа также предусматривает возрождение старинных ремёсел в селе Татев. Открытие канатной дороги, построенной швейцарской фирмой «Гаравента» (англ. Doppelmayr Garaventa Group), состоялось 16 октября 2010 года. На торжественной церемонии запуска широко освещавшейся в прессе присутствовали представители высшего руководства Армении, Армянской Апостольской церкви, гости из разных стран мира. Первыми пассажирами Татевской канатной дороги стали президент Армении Серж Саргсян, Католикос всех армян Гарегин II, исполнительный директор Фонда национальной конкурентоспособности Армении Бекор Папазян и по одному ребёнку из ближних 7 деревень.
Об этом вроде не говорят, но как нам рассказал Армен, на этом самом открытии взорвалась подстанция, и всех эвакуировали вертолётами. Конечно потом всё отладили, отстроили, и больше с тех пор не было случаев каких-либо и катастроф, связанных с этой дорогой. Внутри кабинки рассказывают о месте, которое проезжаешь, на трёх языках: армянском, русском и английском.
На территории монастырского комплекса Татев прошла церемония благословения, проведённая Гарегином II, который сказал:
Наполненной ликованием душой приветствуем вас в сей памятный день, когда собрались мы на церемонии открытия канатной дороги, ведущей к древнему Татевскому монастырю, что является добрым делом, претворенным в жизнь верующей душой.
Дорога нам очень понравилась. Людей конечно многовато. потому что, например если сравнивать с нижегородской дорогой в город Бор из Нижнего Новгорода, то там куча кабинок, и в каждой всего по нескольку человек, 4 или 5 вроде, не больше.
В Татеве нас уже встретил Армен, и мы пошли гулять по татевскому монастырю.
Основан в 895-—906 годах сюзереном Сюника Ашотом и его женой Шушан, а также князем Гегаркуника Григор Супан II и князем Балка Дзагик. Религиозный центр Сюника с IX века. В X веке в обители проживало около тысячи человек. В XIII веке монастырь собирал налоги с 680 окрестных деревень и стремился расширять своё влияние, на почве чего даже возникали конфликты с местным населением. Один из важнейших центров науки и просвещения в Армении XIV—XV веков. В Средневековье здесь развивалась татевская школа миниатюры. Монастырь являлся одним из интеллектуальных центров средневековой Армении. 27 апреля 1921 года на съезде в монастыре была провозглашена дашнакская Республика Горная Армения. Сильно пострадал от землетрясения в 1931 году. В настоящее время на территории ведутся восстановительные и реставрационные работы. Монастырь открыт для посещения без ограничений.
• Храм Сурб Погос-Петрос, или святых апостолов Петра и Павла. Главное архитектурное сооружение монастыря было построено в 895—906 годах[3]. Построенный на закате арабского правления собор явился свидетельством мощи и амбиций возрождённого Армянского царства, планка устремлений которого находилась на уровне высочайшего на тот момент армянского храма. Особое внимание зодчие уделили убранству храма, служившего главным собором Сюникского княжества. В 930 году внутренние стены храма были украшены фресками, которые сегодня практически полностью утрачены. Справа от апсиды находится гробница св. Григора Татеваци, последнего канонизированного святого Армянской Апостольской Церкви.
• Гробница Сурб Григор Татеваци, или Святого Григора Татеваци. Скромное сооружение — мартирий с арочным перекрытием и куполом, возведено в конце XVIII века над могилой известного средневекового учёного, богослова и педагога, ректора Татевского университета Григора Татеваци. С 1390 года он провёл в Татевском монастыре более 20 лет, вплоть до своей блаженной кончины в 1409 году.
• Церковь Сурб Григор Лусаворич, или Святого Григория Просветителя. Это наиболее раннее из сохранившихся культовых сооружений монастыря. Согласно хронике, церковь, примыкающая к южному фасаду кафедрального собора обители, была возведена в 1295 году вместо здания, построенного в 836—848 годах сюникским князем Пилипосом и разрушенного землетрясением в 1139 году. Храм был восстановлен в конце XIII века династией Орбелян.
Помимо этого, там, как и во всей Армении есть много-много чего интересного. Вообще, на мой взгляд, невозможно не полюбить эту страну.
Погуляв по монастырю, мы всё же добрались до дома, комнаты в котором были заранее забронированы Арменом.
Нас радушно приняли, показали где что, после чего Армен сказал нам отдыхать, пока он будет готовить шашлык. Да, вечером мы кушали шашлык не в ресторане, а приготовленный своими руками. Мы душевно провели вечер, общаясь, и ели не только шашлык мясной, но и овощное рагу, и купленный по дороге арбуз, и слушали армянскую музыку, которая мне, к слову сказать очень даже пришлась по душе.
Как признаётся сам АРмен, он не профессиональный экскурсовод, и не любит работать с большими группами, но тем не менее, этот человек может рассказать главное, и всё-равно показать интересное. Так прошёл вечер в саду за столом, часов до 11-ти ночи, после чего мы отправились спать. Перед этим правда успели познакомиться с нашими соотечественниками из Москвы, которые, к слову сказать, скорее всего ночью вели себя не очень хорошо, гуляя до утра, слушая русские песни в роде песни Кипелова "Я свободен", которую старались подпевать, и утром на столе были явные следы большой гулянки. Когда так происходит становится порой грустно. Ну да Бог им судья. Ещё были Иранцы, которых в Армении много, но с теми было общаться сложно, потому что выяснилось, те, что жили в том же доме английского практически не понимают. Участвовали ли они в той гулянке сложно сказать. Ещё были итальянцы, которых мы почему-то сначала приняли за американцев. с ними же удалось пообщаться немного на английском и на французском. Человек французский понимал, но говорил на нём немного.
Утром встав около восьми утра, мы позавтракали собрали вещи, и в половину десятого отправились в обратный путь, заехав по дороге в село хндзуреск что бы посмотреть пещерный город и пройти по качающемуся мосту, и на водопад Шаки.
Пещерный город Хндзореск расположен па обоих склонах протянувшейся на три километра горной гряды.
Есть две версии происхождения названия: по одной, слово Хндзореск образовано от “хндзор” – яблоко; по второй, пещерный город получил свое название из-за того, что был расположен близ глубокого ущелья – “Хор Дзор”, или “Хордзореск”, впоследствии превратившемся в Хндзореск. Точное время основания поселения ученым не известно, самое раннее письменное упоминание датируется XIII веком, когда пещерный город Хндзореск фигурирует среди сел, выплачивавших дань монастырю Татев.
Некогда Хндзореск был самым крупным населенным пунктом во всей Восточной Армении. Он состоял из 9 кварталов (тахов); к 1913 году в пещерном городе насчитывалось 1800 жилых домов, 7 школ, имелись свои магазины, мастерские и прочее.
Учитывая необычный рельеф, застройка Хндзореска была оригинальной: почти все жилые помещения располагались в пещерах, на нижних этажах жилища были более благоустроенными, с арочными преддвериями; выше по склону дома располагались “террасами” – то есть крыша одного часто была двором для другого. По этой причине пещерный город Хндзореск визуально выглядел как современный многоэтажный жилой дом, где роль “окон” выполняли входы в пещеры. Город в буквальном смысле слова повис на отвесной скале, в случае опасности его было легче оборонять. Кроме того, на дне ущелья была вода, а это было очень существенным фактором при выборе места для поселения. Возле ближайшего к автостоянке края моста, в двух шагах от лестницы, ведущей наверх, располагается «четырехкомнатная пещера со всеми удобствами» — имитация тех пещер, что расположены на противоположном краю ущелья и где еще полвека назад на полном серьезе жили люди. В этом доме, сохранилось всё так, как и было при жизни, и сейчас это вполне доступно. Там стоит и та кровать, на которых спали тогда люди, и печки, где пекли лаваш, и люлька для ребёнка, и всё-всё-всё. люди жили там до 1959-го года. Хотя, говорят, да и мы вроде нашли дом, в котором живёт человек с семьёй и по сей день.
Качающийся, или подвесной мост, через реку к пещерам сейчас металлический. Раньше был деревянным. Вообще когда находишься в горах где мы сегодня ночевали или в таких вот местах вроде пещерного города, понимаешь, что порой всё вот то, с чем мы сейчас живём, это всё так неважно, а важнее вот так вот наслаждаться тишиной, природой, мощью гор, и страной Арменией, в которую возможно мы ещё и приедем, хоть и путешествие наше не окончилось.
Нам всё очень понравилось.
Ну и несколько слов о водопаде Шаки, после которого мы отправились в сторону Еревана и доехали до него остановившись заправить нас и машину.
Место расположения водопада изобилует ущельями с крутыми склонами и скальными нишами, а также глубокими гротами. В них обнаруживаются следы существования человека, датируемые древнекаменным веком.
Река Шаки, на которой образуется водопад, впадает в Воротан, и имеет длину всего 18 км.
Да, водопад небольшой, но зато настоящий, Т.Е. природный.
Вот такое путешествие у нас было в пятницу и субботу. Пост получился большим, но делить его на две части, к сожалению времени нет.
Всем всего самого доброго.
Продолжение следует.
Всегда с вами,
Русский француз!