Кто хочет вспомнить, то начала можно прочитать здесь
А если хотите насладиться ещё раз малиновым раем, то это здесь
И так во вторник, двадцать восьмого июля мы отправились в Гдовский район и конкретно в музей ледового побоища.
Утром в 9:40 утра, Наталья ждала нас около гостиницы на своей машине.
Мы погрузились и, представив ей Ксюшу, которую Наталья назвала очаровательным созданием отправились в путь.
Конечно же по дороге у нас были остановки и первой из такой остановок была остановко около Елиазаровского монастыря.
В 25 километрах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем. Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории.
Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти".
Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер.
Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.
Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар, родом из села псковского села Виделибье, получил хорошее образование. Поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. Он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским Патриархом. Позднее Патриарх Геннадий II Схоларий на благословение обители подарил Цареградскую икону Божией Матери. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.
Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.
Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: "Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине".
Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: "Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща".
Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: "Москва - Третий Рим", - и добавил: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.
Главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.
Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.
В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.
Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.
28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.
25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря.
В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.
Следующим на пути попался необычный объект.
Многие думают, что это музей, но это далеко не так. Это не музей, это частный дом, где любят природу, где любят птиц и помогают аистам.
Да, это необычно, но это так.
Мы побывали в единственном в России центре помощи аистам.
В глубине Псковщины, на берегу реки Желча есть деревушка Низовицы - всего несколько десятков домов. Во дворе одного из них ходят аисты. Много. Три десятка прекрасных белых птиц. Дикие собратья давно улетели в Африку, а эти остались: один слишком слаб, другой травмирован. Всех их приютила Марина Сиденко, превратившая свой дом в "Дом белого аиста".
У каждого из птиц своя судьба.
Кто-то выпал из гнезда, у кого-то травмы другого рода. Так как центр единственный в России, то теперь птиц привозят из разных областей нашей страны. Из Тверской, Смоленской, Ленинградской. Иногда Марину просят приехать куда-либо и помочь аисту, или забрать его к себе, если привести в центр птицу у людей нет возможности.
Как рассказывает сама Марина, которая и показывала нам птиц, звонки не прекращаются, они поступают почти что в режиме 24 на 7. И, порой, приходится отказывать. Центр единственный, живёт, к большому сожалению только на пожертвования, потому как всё частное на любви и энтузиазме.
Больше таких центров в России нет, так что если даже Марина и устаёт, она понимает, что деть птиц просто некуда.
Это уже дело, из которого нет пути назад.
Если и найдутся какие-то центры, то они так же частные, или вообще волонтёрские.
Посмотрите на этих птиц.
Все эти птицы с непростой судьбой, и если так разобраться, ни одна из этих птиц не должна была бы выжить, но когда есть помощь и поддержка, то вот оно счастье. Птиц много и все они живы и, относительно здоровы.
А, посмотрев на это видео, некоторые меня спросили в комментариях зачем? Они подумали, что птицам делают что-то плохое, однако нет.
Да, аистов окольцовывают, но лишь для того, что бы постараться следить за ними, и если не дай Бог, с ними что-то случиться, после того, как они покинут этот замечательный дом, то их можно будет хотя бы опознать.
Ну а как это происходит можете посмотреть в этом небольшом видео.
https://www.youtube.com/watch?v=iNB_yu2MZ5Y&t=5s
Хочется пожелать сил и здоровья этой замечательной женщине в этом непростом, но нужном деле.
Ну а на этой ноте мы остановимся. Про музей в следующий раз.
До скорой встречи.
Ваш русский француз!